Где покататься на лыжах в России?

Принято считать, что страна у нас северная, а снег лежит везде и круглый год. Можно даже предположить, что более подходящего места, чем Россия, для катания на лыжах и сноуборде не придумать. Однако, как ты понимаешь, не всё так просто.

По какой-то неведомой причине лучшие горнолыжные курорты устроены отчего-то в Альпах. А там, где, предполагается, должен проходить наш зимний сезон, растут пальмы, мандарины и чай. Впрочем, всё не так плохо. Прямо перед тобой — обзор четырех российских горнолыжных регионов, разместившихся на крутых склонах Кавказа.

Домбай

Один из старейших горнолыжных курортов, расположившийся у слияния горных рек Аманауз, Алибек и Домбай-Ульген. Первые канатные дороги были возведены здесь в 1970-х годах, а «новую» канатку запустили уже в 2000-х.

К преимуществам Домбая можно отнести:

  • разумные цены на проживание (от 800 рублей/чел/сутки в сезон) и прокат оборудования (500 руб/день/комплект) и терпимые — на абонемент (от 1000 рублей на ККД до 1300-1400 рублей на Doppelmayr);
  • близость гостиниц к канатной дороге (не более 10 минут пешком);
  • гарантия снега с середины декабря по начало марта;
  • наличие выделенной зоны для новичков (8 бугелей на учебном склоне);
  • ухоженные трассы (работают ратраки и, при необходимости, снежные пушки)

Недостатки:

  • малое количество трасс (2-3 маршрута в одной зоне катания)
  • ограниченные возможности для фрирайда
  • далеко не идеальный, «кавказский» сервис в большинстве гостиниц и кафе;
  • зона катания для новичков находится на хребте. Прежде, чем купить абонемент на бугель, необходимо потратить деньги на подъем в зону катания (около 500 рублей);
  • отсутствие вечерних развлечений

Вывод: Домбай — доступный небольшой курорт со своей атмосферой. Подойдет для оттачивания базовых навыков или спокойного трассового катания.

Приэльбрусье

Культовый горнолыжный курорт, центр северокавказского фрирайда. Две зоны катания, — Чегет и Азау, — разделенных территориально и атмосферно.

Чегет — самая сложная, по мнению многих, гора в Европе. Старые, медленные креселки, временами пронизывающий ветер и полное отсутствие ратраков и снежных пушек на уклоне в 60-80%. При этом — полная свобода самовыражения и отличный снег.

Азау — «форматный» склон для новичков и уверенно катающихся лыжников и сноубордистов. Старый вагончик, новая «гондолка» Poma и бугель удовлетворяют если не все, то многие потребности путешественников.

Достоинства Приэльбрусья:

  • очень приличные условия для фрирайда;
  • длинные и разнообразные трассы (как на Чегете, так и на Эльбрусе);
  • вполне пристойные цены на проживание (от 600 руб/сутки/чел в сезон), прокат оборудования (от 500 руб/день/комплект) и подъемники (от 600 руб/чел/день на Чегете до 1400-1500 рублей/чел/день на гондольную дорогу);
  • гарантия снега с начала декабря по конец марта;

Недостатки:

  • отели разбросаны по долине, зачастую требуется трансфер на склон (10-20 минут в один конец)
  • «кавказский» сервис в большинстве гостиниц и кафе
  • относительно небезопасная обстановка в регионе (периодические теракты и режимы КТО)
  • отсутствие выделенной зоны для новичков («лягушатник» находится на выкате основной трассы, работает всего 1, хоть и протяженный, бугель)
  • отсутствие вечерних развлечений

Вывод: Приэльбрусье — возможно, лучший регион на Кавказе по части снега и уж точно лучший по возможностям для доступного фрирайда. При этом условия для обучения весьма ограничены. Впрочем, невысокие цены делают Приэльбрусье весьма привлекательным регионом для всех категорий катальщиков.

Архыз

Новый курорт, построенный по европейским лекалам. Быстрые канатные дороги, стильные отели и образ модного, веселого и радостного места.

Достоинства курорта Архыз:

  • быстрые современные канатные дороги;
  • идеально подготовленные трассы;
  • отличные условия для обучения;
  • классное прокатное оборудование;
  • правильная атмосфера горнолыжного курорта;

Недостатки:

  • малое количество трасс (на январь-2016);
  • сравнительно высокая стоимость подъемников (около 1500-1600 рублей/чел/день, в зависимости от сезона и дня недели), проката и проживания на курорте;
  • на курорте действует всего два отеля. Остальные объекты размещения находятся в пос. Архыз, соответственно, требуется трансфер (10-15 минут в один конец);
  • ограниченные возможности «доступного» фрирайда

Вывод: Архыз — отличный курорт для жизнерадостного выезда, или для освоения базовых навыков. Фрирайдерам (пока, по крайней мере) здесь будет скучно, а не слишком состоятельным лыжникам и сноубордистам — или дорого (если кататься на прокатных лыжах и жить на курорте), или неудобно (если жить в поселке).

Красная Поляна

Самый раскрученный горнолыжный курорт России, обновленный и реконструированный к Олимпиаде-2014. Фактически, современная Красная Поляна — это 4 отдельных зоны катания (Альпика-Сервис, Роза Хутор, Газпром-Лаура и Горная Карусель). В каждой из них действует свой скипасс, трассы и подъемники не пересекаются. Кроме того, объекты размещения вытянуты по долине в несколько поселков: Красная Поляна, Эсто-Садок, Горная Олимпийская Деревня. В период высокого спроса многие размещаются и на побережье — в Адлере, Хосте и Сочи.

Достоинства Красной Поляны:

  • современные подъемники;
  • большие зоны катания с разнообразными трассами;
  • отличный выбор прокатного оборудования;
  • большой выбор как бюджетного, так и luxury-размещения;
  • правильная атмосфера хорошего горнолыжного курорта;

Недостатки:

  • высокие цены на подъемники и прокат;
  • неидеальное расположение большинства отелей относительно канатных дорог;
  • возможные проблемы со снегом, особенно в начале и конце сезона;
  • возможное закрытие трасс в случае «неожиданного» приезда дорогих гостей;
  • большой наплыв туристов и горнолыжников в пиковые даты и связанные с этим неимоверные очереди на подъемник.

Вывод: Красная Поляна — возможно, лучший и уж точно самый востребованный курорт на российском Кавказе. Стоимость поездки в Красную Поляну будет раза в 1,5 выше, чем за аналогичные условия в Домбае или Приэльбрусье, но любители «вельвета» наверняка оценят быстрые канатки, ухоженные трассы и чувство причастности к успехам страны.

 

Домбай, Приэльбрусье, Архыз и Красная Поляна — вот, пожалуй, и все относительно крупные курорты. Конечно же, есть ещё Цей, и Лаго-Наки, и новенький Ведучи, но по количеству трасс, подъемников и гостиниц они пока не дотягивают до указанных выше регионов. Есть надежда, что через несколько лет наконец-то будут реализованы амбициозные проект ОАО «Курорты Северного Кавказа» – Мамисон, Армхи, Цори, Матлас, — но пока они существуют лишь яркими точкам на карте.

Надеюсь, эта статья была тебе полезна. Если остались какие-то вопросы, ты всегда можешь задать их в нашей группе вконтакте. И не забудь поделиться статьей в социальных сетях!

Спасибо за уделенное время, увидимся на склоне. Пухлого снега нам и яркого солнца.