Как научиться кататься на горных лыжах? 3 действия, 3 ошибки, 3 лайфхака.

Вероятно, у тебя рябит в глазах от полных воды заметок о том, как научиться кататься. Не буду отрицать их полезность и актуальность, но всё-таки пришло время осветить сам процесс обучения. Представь, что ты на склоне — поехали.

1. Начало

Первый делом встегнись в лыжи. Для этого поставь их поперек склона, в наиболее горизонтальное положение. Скользяк должен быть параллелен линии горизонта, а не склону. Палочки воткни в снег — на них ты будешь опираться и держать равновесие.

Верхнюю ногу поставь между лыжами, нижнюю — ниже. Должна получиться комбинация «палочка-лыжа-нога-лыжа-нога-палочка», если считать сверху. Теперь подними нижнюю ногу и постучи по ботинку верхней палочкой — так ты собьешь снег. После этого защелкивай крепление — сперва фиксируем носок, дальше приседаем на пятку. Нижняя лыжа готова.

С верхней то же самое, только перед встегиванием прими устойчивое положение — нижняя лыжа и две палочки должны тебя удержать. Готово? Отлично.

2. Стойка

Ты стоишь на краю пологой и широкой трассы, поперек нее. В таком положении лыжи никуда не уедут, успокойся и приведи сознание в порядок. Можно попрыгать, покрутить туловищем, поприседать. Словом, привыкнуть к новым ощущениям. Спешить не надо.

Подумай о современных лыжах. Изогнутая геометрия значительно упрощает катание, тебе всего-то нужно дать лыже работу. Она всё сделает за тебя. Расслабь тело и надави на язычок ботинка — будто одновременно приседаешь и тянешься носом к носку лыжи. Почувствуй, что пятка ушла назад, а пальцы ног чувствуют себя свободнее. Тебе должно быть удобно в таком положении, ботинки должны удерживать на полусогнутных ногах. Не выставляй назад попу, она должна быть на линии между ботинками и головой, спина расслаблена. Покрутись-повертись, привыкни к системе «лыжи-ботинки». Это твоя горнолыжная стойка, до вечера распрямляться нельзя. Начинаем.

3. Старт

Катание на лыжах — это искусство поворота и ничего больше. Вертикально вниз скользят только гигантисты и гонщики на скоростном спуске. Остальные выписывают дуги разной длины. Поворот налево, поворот направо. И ещё десять тысяч таких же связок, на любом склоне и любом снегу. Разве сложно?

Тебе нужно сделать вот что. Расслабь спину, руки, шею и, главное, мозг. Чуть-чуть измени положение лыж — сбрось носки по склону. Не сильно, только чтоб лыжи поехали. Наконец: перенеси вес на верхнюю ногу, на её носок. Осталось перебороть себя и не отвалиться на спину. Всё.

Как Я и обещал, лыжа все сделала за себя. Бери ножницы, вырезай и зубри:

  • Присядь и надави голенями на языки ботинок, пятка должна уйти назад;
  • Сбрось носки вниз по склону, чтобы лыжи неспешно заскользили;
  • Перенесли вес всего тела на голень верхней ноги, не разгибая коленей и не отваливаясь назад. При необходимости завали колено той же, внешней ноги внутрь поворота;
  • Насладись своей первой дугой.

Перед следующей попыткой целесообразно остановиться, подышать, осмыслить. Если надо — переползти на более подходящее для старта место. Продумать поворот и только после этого сбрасывать носки вниз по склону.

4. Ошибки

Статистика не знает пощады. Сотни и тысячи людей приезжают в горы неизвестно зачем. Становятся на лыжи с верой в провал. Берут инструктора и арендуют снарягу, только чтобы потратить деньги и сфотографироваться. Ты ведь не из таких?

Первая ошибка горнопляжника — нежелание. Называй, как хочешь — «не могу», «не дано», «слишком поздно». Сути не меняет: нежелание не есть невозможность. Если выходишь на склон — верь в успех. У тебя всё получится, и получится быстро. Как в любом деле, сперва нужно чуть потерпеть. Но результат стоит того, уж поверь.

Вторая ошибка — спешка. Страх напрочь отключает мозг, и ты стремишься делать и делать и делать ещё. Бездумно и остервенело. Очнись. Ты тратишь время, силы и деньги. Один успешный спуск стоит 1000 безуспешных попыток. Послушай, что говорит инструктор. Примерь на себя. Продумай, ощути, оглянись. Не надо загонять себя в мир иллюзий, у нас интересней. Требуется всего один поворот — простой, как слово на заборе. Ничего сложного.

Третья ошибка — отсутствие системности. Приехать на три дня, из которых занятия займут от силы пару часов — это гламур, а не горные лыжи. Не стоит укатываться и до состояния гнилого овоща — 3 дня по 3 часа лучше одного от зари до зари.

В любом действии, направленном на освоение снаряда, должно быть осознание: для чего ты это делаешь, что это даст. Вроде не 90-е на дворе, чтобы бросаться на всё и сразу, подойди к процессу ответственно. И пока подруги будут отмораживать на склоне филейные части, ты проедешь мимо них неспешно, но грациозно.

5. Лайфхаки

Организм — хитрая штука, но и на него найдется свой болт с резьбой. Ускорить процесс обучения помогут простые, но эффективные фишки.

Вытяни руки вперед и возьми в них палки. Не вертикально, а горизонтально — одной рукой держим верхнюю часть, другой — нижнюю. Такая конструкция лишит тебя возможности беспорядочно махать руками и мешать себе. Дальше просто: смотри на палки и направляй их туда, куда собираешься ехать. О лыжах забудь — сами вывезут.

Второй трюк — основа классической техники. Когда лыжи заскользили, уколи нижней палочкой снег сантиметрах в 20-30 от носка лыжи. Это будет точкой, к которой нужно стремиться и которую изо всех сил нужно объехать. Смотри только на неё, думай о ней. Что сделают лыжи, ты уже знаешь.

Самым главный лайфхак в горных лыжах — плуг, но освоить его ничуть не проще, мне кажется, чем классическую технику. Суть проста: лыжи ставятся не параллельно, а под углом. Носки вместе, пятки врозь. Как в детском саду, только наоборот. Далее — простая работа с весом. Загружаем левую ногу — лыжа поворачивает направо. Загружаем правую — налево. Пердячим паром и до Китая можно добраться. Многим новичкам такая штука помогает. Правда, отучиться от неё в дальнейшем бывает сложно. Страх параллельности выгибает ноги в подобие застенчивого шпагата. А мы ведь на лыжах катаемся, а не в очереди в деревенский сортир стоим.

 

Вот и всё. Верю, что буквы помогут на склоне. Задать вопросы можно в группе вконтакте, а попробовать по-настоящему можно в одной из поездок Oz-Trip.

P.S. Кнопки ниже — специально для тебя. Ты знаешь, что делать.