Прокат авто в Европе: тонкости, подводные камни и полезные советы.
Аренда машины для самостоятельного путешественника — столь же привычное занятие, как покупка авиабилетов, или фотографирование заходящего солнца. Потому эта статья будет полезна в первую очередь новичкам — тем, кто ещё ни разу не садился за руль арендованного автомобиля.
Прямо сейчас, без долгих вступлений — правила и особенности, необходимые документы и способы экономии, хитрости и тонкости, которые явно не помешают в путешествии. Прокат авто в Европе — всё о нём, поехали!
Где арендовать машину?
Существует три вида контор, занимающихся прокатом авто:
- прокатные компании вроде Sixt, Avis, Europcar или Hertz;
- брокеры, которые специализируются на «перепрокате»;
- отели, предоставляющие эту услугу.
Самый очевидный вариант — конечно, прокатная контора. Полная прозрачность сделки, устойчивая репутация компании, удобный сайт, большой выбор автомобилей — казалось бы, что ещё надо? Недостаток у этого метода всего один — цена. Аренда такой же машины, но через брокера, обойдется, как правило, дешевле.
Следом по популярности идут брокеры, вроде Economycarrentals. Суть их бизнеса проста: арендуя большое количество автомобилей у прокатных компаний, они при этом получают значительную скидку. Какая-то часть остается у брокера в виде прибыли, остальное достается потребителю. Таким образом, вместо условных 100$ за аренду путешественник платит всего 75-80. Выгодно, не правда ли?
Тонкое место аренды у брокера — это, конечно, его репутация. В интернете найдется добрая тысяча прокатных фирм, одна краше другой. Но по-настоящему качественный сервис оказывают немногие — в частности, указанная выше британская контора Economycarrentals. Экономить и рисковать, переплачивать за уверенность, или тщательно подобрать брокера — выбор, как всегда, за потребителем.
Третий вариант аренды автомобиля — ресепшн в отеле. Где-то гостиницы сдают собственные автомобили, но чаще выступают агентами прокатных компаний. Соответственно, цены будут явно не ниже, чем при заказе машины напрямую, на сайте прокатной компании.
Вывод: весьма надежный и самый доступный способ аренды — хороший прокатный брокер. Самый привычный и «прозрачный» – обращение напрямую в прокатную фирму. Ну, а автомобили в отеле — для тех, кто привык все делать спонтанно и в последний момент.
Какие документы нужны для аренды машины в Европе?
Список требований к потенциальному арендатору не так уж велик. Для заключения договора потребуется:
- банковская карта, на которой может быть заморожен депозит за машину — 200-1000€. Прокатчики больше всего любят кредитные Visa или Mastercard, но вполне сгодится и именная дебетовая карта класса «Стандарт» или выше.
- национальные водительские права. Проще говоря, пластиковая карточка, которой иногда интересуются работники ГИБДД.
- международное водительское удостоверение (МВУ). «Книжечка», которую можно получить по запросу в ГИБДД. Сдавать дополнительные экзамены не нужно, госпошлина за оказание услуги — 1600 рублей.
- вполне могут спросить загранпаспорт с действующей визой, но подразумевается, что он наверняка есть и так.
Во многих странах (например, в Греции или Испании) машину можно арендовать и без МВУ, хотя формально это запрещено. Поэтому, если не хочется портить себе отпуск, лучше всё-таки получить международные права. Конечно же, заблаговременно.
Что входит в стоимость аренды автомобиля?
В стандартный договор, как правило, входит:
- пользование выбранным автомобилем без ограничения пробега;
- обязательная страховка на случай ДТП и перед третьими лицами; страховка от угона;
- местные налоги и сборы;
- плата за обслуживание на территории вокзала/аэропорта, если такая плата предусмотрена;
Может входить в стоимость, или оплачиваться дополнительно:
- доплата за второго водителя;
- односторонняя аренда (автомобиль арендуется в одном месте, а возвращается — в другом);
- страховка от угона без франшизы;
Оплачивается водителем самостоятельно:
- заправка автомобиля;
- плата за пользование дорогами;
- налоги и сборы, не предусмотренные договором (например, «виньетка» за въезд в Швейцарию, если автомобиль был арендован во Франции и для путешествий по Франции);
- зимние цепи, необходимые для движения в горах.
Раздел «что входит» и «что оплачивается отдельно» – пожалуй, самый важный в договоре аренды. Единой практики не существует, а условия в разных компаниях могут существенно разниться. Особое внимание нужно уделить страховкам — в частности, размеру франшизы.
Что нужно знать при аренде авто?
Есть несколько незыблемых правил и житейских советов, которые нужно выучить перед визитом в прокатную контору:
- автомобиль предоставляется клиенту с полным баком топлива, это же касается и возврата. За нарушение этого правила с карточки будет снята плата за заправку и штраф, предусмотренный договором.
- автомобиль предоставляется в чистом и исправном состоянии. В том же виде он должен быть возвращен. Естественный износ, конечно же, не в счет.
- детские кресла и другие дополнительные услуги предоставляются по запросу и, как правило, за дополнительную плату. Всё необходимое необходимо заказать заранее, на этапе бронирования авто.
- прокатные компании, как и многие другие, работают по стандартному графику. Что-то вроде 40-часовой рабочей недели, с понедельника по пятницу. Конечно, это не касается стоек в аэропортах или отелях, но в поздний/ранний час действуют доплаты. То есть арендовать машину, например, в 11:30 (и возвращать её в такое же время) дешевле, чем, например, арендовать в 01:00, а возвращать в 21:00.
- многие компании допускают возврат автомобиля без участия сотрудника конторы. Клиент оставляет машину на специально обозначенной парковке, ключи — в почтовом ящике. В случае недостатков (пустой бак, или повреждения) расходы возмещаются с банковской карты путешественника.
Вот, пожалуй, и всё на сегодня. Я постарался осветить основные вопросы и самые «темные» места, связанные с арендой автомобиля в Европе. Надеюсь, статья была полезна. Напоследок дам ещё один совет.
Первая аренда — это всегда определенный стресс и замирание. Договор, составленный на английском языке, оставляет больше вопросов, чем ответов. Прогулка на кабриолете по набережным Ниццы кажется в мыслях кошмаром, в котором со всех сторон лезут франшизы, замороженные на карточке деньги, аварии, поломавшиеся машины и потерянные ключи. Хотя на самом деле всё не так.
Миллионы людей каждый день берут машины в прокат. Все они, вне зависимости от национальности, дохода и статуса, сделали это однажды в первый раз. Как видишь, ничего страшного с ними не произошло. Потому не стоит бояться. Аренда автомобиля — это шанс увидеть больше за меньшее время, проникнуться духом страны и почувствовать себя местным жителем. Не пренебрегай это возможностью, для этого нет ни малейших причин.