Путешествие по Европе: все об автобусах, поездах и самолетах

Как добраться из Амстердама в Париж? Ходят ли поезда между Мадридом и Лиссабоном? Что дешевле — самолет из Лондона в Мюнхен, или автобус из Вены в Рим? Ответы на эти вопросы столь же важны в путешествии, как недорогой отель в центре города, или удобные стыковки в хорошем аэропорту. Поэтому сегодня — минимум букв, максимум дела: разбираемся с транспортными системами Европы. Но сначала…

Самолет, поезд, автобус: что выбрать?

Края и уголки Европы туго перетянуты между собой железными дорогами, автобанами, маршрутами круизных лайнеров и траекториями самолетов. При всём многообразии возможностей есть и (почти) незыблемые правила:

  • Дешевле всего стоят билеты на автобус, дороже — на поезд, еще дороже — на самолет. Однако:
  • Есть и бюджетные авиакомпании, чьи билеты могут оказаться дешевле железнодорожных. Однако:
  • Лоукостеры, как правило, берут дополнительную плату за провоз багажа. Поэтому конечная стоимость перелета может оказаться значительно выше ожидаемой, и придется воспользоваться железной дорогой. Однако:
  • В Европе есть масса прямых железнодорожных веток, которые связывают беспересадочными маршрутами крупные и мелкие города. Тем не менее, случается так, что добраться из пункта А в пункт Б можно только с пересадками, что не очень удобно с большим багажом. В этом случае удобнее использовать автобус, особенно учитывая то, что:
  • Расписание автобусов включает в себя как дневные, так и ночные рейсы. Последние хороши тем, что не только перемещают тебя в нужный город, но и позволяют сэкономить на гостинице, т. к. ночь проходит в кресле автобуса.

Перейдем к главному: к описанию железнодорожных и автобусных компаний. Ну, и про лоукостеров не забудем.

Железные дороги Европы

Самая разветвленная маршрутная сеть Европы — конечно, у железнодорожников. Ни автобусы, ни самолеты не обеспечивают такого покрытия, как междугородние и пригородные поезда и электрички. Кроме того, можно отметить и другие преимущества европейского железнодорожного транспорта:

  • плотные расписания. По востребованным маршрутам поезда ходят с интервалом 5-20 минут, а пересадки редко занимают больше 15 минут;
  • удобные вагоны с большими багажными полками и возможностью перевозки велосипеда;
  • расположение вокзалов в центрах городов. Более того: железнодорожных вокзалов в крупных городах (Париж, Рим, Амстердам и т. д.), как правило, больше, чем автостанций и уж тем более аэропортов. То есть на поезде можно добраться чуть ли не до порога отеля;
  • понятная схема движения. На станциях и на сайтах компаний можно детально изучить строение маршрутной сети, в вагонах, как правило, работает автоинформатор и табло. Пожалуй, сложнее всего заблудиться, потеряться и что-то перепутать именно при путешествии на поезде.

Впрочем, есть и недостатки. Во-первых, цены на билеты не всегда можно назвать гуманными. Во-вторых — редко, но всё-таки случаются задержки, которые при неграмотном планировании могут сорвать дальнейшие планы. Как видишь, ничего страшного, но знать об этом стоит. Ну, а теперь — ссылки:

  • Железные дороги Нидерландов
  • Железные дороги Франции
  • Железные дороги Германии
  • Железные дороги Италии
  • Транспортная система Швейцарии
  • Железные дороги Испании
  • Железные дороги Австрии

Автобусные компании Европы

Автобус — самый доступный способ передвижения по Европе. Не считая, конечно, автостопа и собственных ног. Другие преимущества вот:

  • новые, удобные, просторные автобусы с туалетом, WIFI и розетками; 6-8 часов в таком — не каторга, а удовольствие;
  • ночные рейсы, которые помогают сэкономить на гостинице;
  • приятная в общении публика: междугородними автобусами в Европе пользуется, в первую очередь, молодежь;
  • и ещё раз — низкая цена. Билет на автобус вполне может стоить в 2-3 раза дешевле, чем билет на поезд по аналогичному маршруту.

Самая популярная и крупная автобусная компания — это Eurolines. Они представлены едва ли не в каждой европейской стране, при этом их цены нельзя назвать низкими. Может быть, автобусами Eurolines управляют наследные принцы, но меня вполне устраивают и другие, более скромные по части запросов компании:

  • Alsa.es
  • Altybus
  • Ibus
  • IDBus
  • Flixbus

Авиакомпании

Дискаунтеры. Лоукостеры. Бюджетники, в конце концов. Одним словом — авиакомпании, которые предлагают только перелет, без буржуйских завтраков на высоте 10 000 метров и прочих не особо нужных наслаждений.

Их названия райской музыкой звучат в ухе любого уважающего себя бэкпекера. При этом при бронировании билетов стоит помнить об особенностях и тонкостях:

  • указанные на сайтах тарифы, как правило, не включают в себя стоимость провоза багажа. Иногда могут попросить доплату даже за небольшой рюкзачок, который ты берешь в салон. Подробности необходимо внимательно изучать на сайте;
  • хорошим тоном считается онлайн-регистрация на рейс. То есть, конечно, в аэропорту тебя встретит миловидная девушка, и даже распечатает посадочный талон. Но сделает она это за совсем не символические 20-50 евро;
  • бюджетники далеко не всегда летают в крупнейший и популярнейший аэропорт города. Это тоже надо внимательно отслеживать в процессе бронирования: куда летим, в Сабиху или в Ататюрк? В Орли, или в Шарль-де-Голль? В Фьюмичино, или в Чампино?
  • питание на борту не входит в стоимость билета. Если не хочешь тратить 5 евро на банку колы и ещё 3 — на сникерс, покушай перед вылетом;
  • карта полетов бюджетных авиакомпаний, как правило, довольно скромна. Поэтому не рассчитывай сразу найти билет из Варшавы в Мадрид за 14,99. Возможно, таких и не бывает в природе;
  • нормальные, хорошие бюджетники практически не летают в Россию. Поэтому наиболее вероятный сценарий — прилететь/приехать в Европу, хотя бы в ту же Польшу или Эстонию, и уже там седлать дискаунтера;
  • бюджетные авиакомпании не продают билеты по «сквозным» тарифам. То есть нельзя купить билет Зальцбург — Лондон — Дублин. Можно сделать это только по отдельности: Зальцбург — Лондон, Лондон — Дублин. И в этом случае общая цена вполне уже может сравниться с ценой обычной авиакомпании.

И ещё. Поиск дешевых авиабилетов — это долгий, вдумчивый и, зачастую, безрезультатный процесс. Взрывающийся временами неожиданными находками: «о, зачем мне Стокгольм, когда можно улететь в Лион всего за 19,99??». Ищи, и тебе воздастся:

  • RyanAir
  • EasyJet
  • WizzAir
  • AirBaltic
  • FlyNiki
  • Transavia

Вместо заключения

Выбор того или иного средства передвижения — конечно же, за тобой. Но, как показывает практика, длинные расстояния (200-700 км) дешевле и удобнее всего покрывать на автобусе, ну а изучать окрестности — на поезде. Дерзай — и хочется верить, что всё в твоем путешествии сложится как надо.