Правила поведения в самолете: как не прослыть хамом?

Сегодняшний текст — плод многолетних наблюдений, безрезультатных дум и неожиданных находок. В нескольких абзацах ниже Я постараюсь изложить неформальные правила поведения в самолете, знания которых, к сожалению, не хватает многим путешественникам. Без длинных вступлений и тяжких раздумий — к делу: неформальные правила поведения в самолете и аэропорту.

Не напивайся

Для многих туристов отдых начинается в duty free аэропорта. Кому-то страшно летать, другие спешат отметить начало отпуска. Причины разные, а результат один: пьяный, или даже просто выпивший человек вызывает отторжение и презрительные улыбки.

Прежде, чем выпить, подумай: ты и вправду хочешь, чтобы посторонние люди слышали твои плоские и глупые шуточки (Я не слышал ни одной смешной истории от пьяного; ты, вероятно, тоже)? Ты действительно хочешь, чтобы в тебя тыкали пальцем и шептались — «как воняет»? Неужто тебе и впрямь не жалко своего доброго имени?

Не пей перед полетом. Этим ты доставляешь неудобства окружающим и разрушаешь собственную карму.

Не используй cabin-size bag

Cabin-size bag — спасение для торопыжек и параноиков и неприятности для всех остальных. Если вкратце, это чемодан максимально допустимого размера, который можно провозить в ручной клади. Преимущества очевидны: если летишь в короткий отпуск или командировку, то легко упакуешь в него все свои вещи и можешь взять с собой в салон самолета. То есть, твой багаж наверняка не потеряют и его не придется ждать на выдаче в аэропорту.

Теперь же взглянем с другой стороны. Стандартная багажная полка Airbus’а или Boeing’а способна вместить максимум 2 таких чемодана. А кресел в ряду — 3. Кроме того, на полку надлежит убрать куртки, пальто и дубленки, покупки из duty-free. Налицо явный складской перекос, который в реальной жизни грозит скандалами с пассажирами и спорами с экипажем.

Каким бы дорогим и долгожданным ни был отпуск, как бы страшно ни было за собственные шмотки — пожалуйста, сдавай их в багаж. В салон бери только необходимое во время полета. В конце концов, цивилизованность и воспитанность определяются не возможностью летать за границу, а заботой об окружающих людях и пространстве вокруг.

Не занимай чужие кресла и багажные полки

Ты и без меня знаешь, что в посадочном талоне и в самолете указываются номера рядов и буквы кресел — A, B, C и так далее. Наверняка предпочитаешь летать у окна — то есть в креслах A или F. Но удается это не всегда, и тут на помощь приходит… наглость, да?

Не сомневайся: если борт полон, тебя все равно вернут на твое «законное» место. Поэтому не надо быть «умнее» других и создавать толчею на посадке: сразу занимай то место, которое указано в посадочном талоне.

Это же касается размещения багажа. Над твоей головой — багажная полка. Всё, что сзади, спереди и напротив — это полки других пассажиров, у которых тоже имеется ручная кладь. Не надо захватывать чужую территорию, это никому не понравится. Попроси соседей подвинуть их вещи и убери рюкзак туда, где ему и положено быть: в отсек, что расположен прямо над тобой.

Кстати. Если пассажиров на рейсе немного, то через 15-20 минут после взлета можно спокойно пройти в конец салона и занять хоть 3 кресла сразу. Это никому не помешает, а тебе позволит выспаться.

Не занимай кресло у окна или в середине, если часто ходишь в туалет

Самолет — довольно тесная конструкция, и любое телодвижение неминуемо затрагивает сидящих поблизости. Будь то попытка откинуться, размешать сахар или выйти в туалет. И если уж ты знаешь о пикантных особенностях своего организма (в частности, о необходимости раз в 40 минут выходить по делам) — садись у прохода. Если не хочешь, чтобы соседи к концу полета тебя возненавидели.

Разумеется, хочется глядеть в иллюминатор. Конечно, не всегда приятно, когда рядом взад и вперед шастают дети и взрослые. Но, выбирая кресло, думай всё-таки не только о себе, но и об окружающих. В самолете это крайне, неимоверно важно.

Не откидывайся до упора и не занимай оба подлокотника

Продолжаем рассуждать о личном пространстве. Конечно, приятно осознавать, что для хорошего сна ты сделал (или сделала) всё, что мог (или могла). То есть — откинулся (откинулась?) до упора и разложил (разложила?) руки по подлокотникам. Но подумай — что при этом чувствуют соседи?

В математике есть замечательное выражение: необходимо и достаточно. Так вот, кресла самолета тоже функционируют в этом режиме. Существует некая пограничная точка, в которой и тебе уже хорошо и уютно, и сидящие сзади и сбоку ещё не превратились в мизантропов. Твоя задача — найти эту точку, а не включать режим «штурвал на себя, кресло до упора». Для чего? Чтобы не прослыть хамом. Или хабалкой.

Не торопись

Привычная картина: едва самолет приземлился, пассажиры дружно начинают звонить домой, доставать с багажной полки баулы и выстраиваться в проходе. Зачем? Неизвестно.

Во-первых, позвонить можно и с таможенного контроля, и из зоны получения багажа. Для особо нетерпеливых родственников существует FlightRadar. А набирать прямо с борта самолета не стоит потому, что громкие разговоры в общественном месте — ну, ты знаешь, что не одобряются.

Во-вторых: с момента остановки самолета до открытия дверей проходит 3-5 минут, не меньше. Даже самый задумчивый человек успеет за это время одеться и собрать все свои вещи. Разумеется, если над его душой не стоит пассажир из предпоследнего ряда, которому изо всех сил нужно прорваться вперед. Не надо так делать: тебе ведь не нравится, когда над головой нависает чужое пузо? Вот и ты не нависай.

Не спи

Этот пункт касается, в первую очередь, прохождения паспортного контроля. Путешественники вяло переругиваются между собой, проклиная очереди и медленных чиновников, а когда доходит до дела… Сперва теряют 2-3 секунды на подходе к окошку. Затем подают закрытый паспорт. Потом долго и мучительно убирают его в карман. Наконец, уходят. Следующий…

Если хочешь, чтобы было быстрее — не спи, а делай так:

  • как только щёлкнул штамп в паспорте предыдущего пассажира — начинай движение к окошку. Когда загорится зеленая лампочка, ты будешь у цели;
  • подавай паспорт в открытом виде. Можно заложить двумя пальцами главные страницы: первую, с фотографией, и ту, где вклеена виза. Так пограничник быстрее просканирует твой документ;
  • пакеты, сумки и куртки держи в руках, а не ставь на пол: от тебя не убудет, а очередь пойдет быстрее;
  • смотри на проверяющего, чтобы он мог быстро сверить изображение. Если носишь очки — сними, если на фотографии ты без очков;
  • не отвлекайся: твоя задача — быстро пройти контроль. Побеседовать с друзьями ты ещё успеешь на ленте получения багажа.

Кстати, о багаже…

Не толпись

Багажная лента имеет ограниченную длину — раз. Путешествуют люди, как правило, по двое-трое — два. Достает багаж с ленты в большинстве случаев мужчина — три. Он знает, как выглядят сумки его семьи — четыре. Чувствуешь, к чему клоню?

Признаюсь, Я и сам, будто в лотерее, жду сюрпризов от багажной ленты. Заглядываю сквозь щели в чрево, пытаясь краем глаза увидать собственный рюкзак. А затем вовремя одергиваю себя и отхожу подальше. Тебя призываю к тому же.

Чемодан не приедет раньше, если ты прожжешь в ленте взглядом дыру. Не появится из ниоткуда, даже если все пассажиры дружно облепят конвейер. Поэтому — расслабься и включи логику: нужно ли стоять у ленты именно тебе, или с этим справится кто-то другой? Так ли уж надо прижиматься к грязному бортику, или можно отойти на метр-полтора, тем самым увеличив обзор и себе, и всем остальным? И вообще — вызови такси, умойся, позвони домой. Багаж сам найдет тебя.

Что в итоге?

Как видишь, Я не затронул в тексте ни единого фундаментального закона. Только то, что лежит на поверхности. Провозгласил, как Капитан Очевидность: люди! Будьте людьми! Думайте головой! Помните не только о себе, но и об окружающих!..

Надеюсь, эти примитивные смыслы всё же были тебе полезны. Если это действительно так — поделись ссылкой в социальных сетях. С твоей помощью культурных путешественников станет больше. И спасибо за уделенное время.