Самые опасные горнолыжные трассы Европы

Штрйф. Харакири. Саренн. Шаванет. Эти слова произносят шепотом, с придыханием. Туда жены не пускают мужей, а молодые и дерзкие рвутся, проверяя на прочность собственный организм. Там круто, скользко и тяжело — но опасно ли?

Загляни на любой крупный европейский курорт. Майрхофен, Авориаз, Валь-Гардена — на каждом из них непременно найдется Та Самая Черная Трасса. О ней пишут в буклетах. К ней слетаются со всего континента. Толкуют за стаканом виски с темном, обшитом грубым деревом баре. Искоса поглядывают, поднимаясь в теплой кабине подъемника. Благоговеют, мечтают, стремятся… Что тут поделать: маркетинг — такой же верный спутник курорта, как снег в январе.

На самом же деле, «легендарные» трассы европейских курортов отличаются от всех остальных немногим. Чуть круче уклон, чуть больше бугров. Спуститься сможет каждый, кто уверенно управляется с лыжами. Будет сложно, да. Будет круто, несомненно. Новичкам тут не место, кто бы спорил. Но несмотря на всё это, знаменитые черные трассы Европы точно нельзя причислить к самым опасным. Объясню, почему.

Почему?

От чего зависит безопасность трассы? В первую очередь, от состояния снега и погоды. Далее — инфраструктурная часть: огорожены ли опасные участки, есть ли знаки, указатели и вешки? Самое главное: сколько людей спускается рядом с тобой? И напоследок — уклон и ширина трассы. Давай по порядку.

Погода и снег — штуки капризные. Но они едины для всех, поэтому оценивать горнолыжные трассы с точки зрения «было солнце — значит, хорошая, был туман — значит, плохая» неправильно. Этот, самый главный параметр, мы выносим за скобки.

Далее. Сетки, знаки и вешки есть на всех горнолыжных трассах Европы. На Кавказ это веяние пришло сравнительно недавно, но даже сейчас самые опасные места ограждены и отмечены. Поэтому ещё один фактор опасности, — «сектор приз при вылете на орбиту», — так же не берем в расчет.

Остается уклон трассы и её загруженность. И тут обнаруживается странная вещь: градация горнолыжных склонов (легкие, средние, сложные; или голубые, красные, черные) определяется именно уклоном и шириной трассы, но никак не её популярностью. При этом логично предположить, что спуск по пологой, но перегруженной трассе опаснее, чем соскальзывание по крутому, но свободному от лыжников и сноубордистов склону.

Это и есть главный вывод сегодняшней статьи. Не надо бояться «черных» трасс — крутых и всемирно известных. И «швейцарская стена» Chavanette, и сумасшедший австрийский Streif вполне безопасны — разумеется, при должном отношении. Настоящая опасность кроется на перекрестках, в «бутылочных горлышках» и на выкатах. По-простому, «цвет» трассы определяет её сложность, но никак не безопасность. Помни об этом, выкатываясь на «голубую» магистральную трассу, или разгоняясь на выкате в Приэльбрусье.